История
Декабрь 1956 года – время, с которого ведет отсчет история уникального учебного заведения. А начиналось все с решения Министерства культуры СССР о создании в столице Сибири хореографического училища,c детского дома на улице Романова, который потеснился, чтобы отдать часть своих помещений, первых педагогов и первых учеников.
Решение о создании училища было принято, прежде всего, потому, что молодому, динамично развивающемуся Новосибирскому театру оперы и балета нужны были артисты. Театр открылся в победном мае 1945 года. Уже в первое десятилетие в труппе появились яркие солисты балета, настоящие звезды. Все они были выпускниками ведущих хореографических училищ страны – в основном, московского и ленинградского. Но этого было недостаточно: нужен был постоянный приток молодых кадров. Хорошая школа для одаренных детей со всей Сибири могла бы решить кадровую проблему и Новосибирского театра, и музыкальных театров других городов региона.
Первый набор был объявлен спустя полгода после издания приказа Министерства культуры. К этому времени у хореографического училища появился директор – Эмилия Ивановна Шумилова, работавшая артисткой балета и, по совместительству, заместителем начальника областного управления культуры. Было выделено помещение – двухэтажный дом на улице Романова, 33, в центре города. Правда, поначалу у будущих артистов были соседи – здесь продолжала располагаться группа детского дома. Позже все здание перешло училищу.
Помещений, конечно, не хватало. На общеобразовательные предметы дети ходили в соседнюю школу, многие специальные занятия и репетиции проходили в залах Театра оперы и балета и Театра музыкальной комедии.
Первый основной выпуск состоялся в 1965 году. Правда, годом раньше выпустился экспериментальный класс, обучавшийся 6 лет. Но все-таки ученики первого набора были и остаются «первопроходцами»:
От них зависело многое – каким будет старт, и каким продолжение.
— Счастливое сияние вынесли из училища первые выпускники! – говорит Надежда Егоровна Сныткина, директор училища с 1976 по 2002 год. — Они осветили историю, биографию, жизнь, деятельность нашей школы своей работой на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Это Народные артисты РФ Анатолий Бердышев, Любовь Гершунова, Александр Балабанов, далее Лариса Матюхина-Василевская, Татьяна Кладничкина, Заслуженные артисты России Владимир Рябов, Людмила Кондрашова, Людмила Попилина, и многие другие, которые работали в других театрах.
Залогом успешного становления стало тесное взаимодействие двух творческих коллективов — театра и хореографического училища. Ведущие артисты, балетмейстеры-репетиторы не разделяли школу и театр на два разных лагеря. Сначала параллельно сценической карьере, затем окончив ее, на преподавательскую работу приходили и приходят талантливые, творческие, высоко профессиональные артисты, которым есть чем поделиться, что передать подрастающему поколению.
Первыми педагогами по специальности стали А.В. Никифорова и С.Г. Иванов. Сергей Гаврилович был ведущим артистом балета, Алиса Васильевна – отличным балетмейстером-репетитором. И именно они вскоре стали первыми педагогами специальных дисциплин. Вообще, в первые годы существования училища здесь преподавали практически все балетмейстеры и солисты балетной труппы театра – нашедший второе призвание в педагогике С.А. Павлов, Т.А. Зимина, З.А. Васильева, В.В. Походеева, Г.А. Балашова, Л.И. Крупенина, П.А. Гусев, Г.Б. Янсон, Н.А. Долгушин, О.А. Покровский, Л.В. Степанов, Н.Д. Цыкина, А. Воронина, Е. Поляков и многие другие.
Среди преподавателей, пришедших в училище после окончания сценической карьеры – заслуженные артисты РФ Т.К. Капустина, Л.Я. Кондрашова, В.Н. Рябов, Л.А. Попилина. Прекрасную профессиональную подготовку дают педагоги А.Н. Шелемов (художественный руководитель училища), Г.Н. Веденина (зав.отделением классического танца), Г.В. Юдаева, В.П. Бубнов, Т.Н. Бирюкова, Т.М. Тихонова, Г.Н. Лапицкая, И.С. Кудрина, К.В. Марданов и другие.
Особого разговора заслуживает становление преподавания народно-сценического танца. Большим мастером в этом деле был Александр Андреевич Хмелев. На сцене, в балетном классе, в балетмейстерском творчестве – везде проявлялась его исключительная одаренность, артистизм, импульсивность и мастерство. Артистизм, яркость, апломб — все это многие характерные артисты НГАТОиБ переняли от своего педагога по народно-сценическому танцу, Заслуженной артистки РФ Нины Ивановны Фуралевой. Среди первых педагогов характерного танца были Владислав Федонин, Юрий Новак, Юрий Удинцов. Традиции неизменно высокого уровня преподавания народно-сценического танца продолжают нынешние педагоги. Это, в первую очередь, Заслуженная артистка РФ Татьяна Константиновна Капустина, также блестяще преподающая классический танец и в последние годы возглавляющая балетную труппу Новосибирского театра музыкальной комедии. Прекрасные выпуски делает Ольга Геннадьевна Крупко – ученица А.А. Хмелева, ныне руководитель профессиональной практики НГХК.
Свой путь созидания прошла и традиция преподавания дуэто-классического танца. У ее истоков стояли мастера поддержки – авторитетнейший С.Г. Иванов, С.А. Павлов, Ю.В. Гревцов, Г.П. Янсон, А.С. Бесперстов и другие. Из их классов выходили артисты, партнерскими качествами которых солистки балета восхищались! Так сформировалось второе поколение педагогов по дуэтному танцу – Иван Диденко, Владимир Рябов и другие.
Никифорова Алиса Васильевна
Заслуженный учитель школы РФ.
Выпускница Ленинградского хореографического училища (класс А.Я. Вагановой), из-за ранения колена, полученного во время войны, вынуждена была проститься с мечтой о сценической карьере. Работала педагогом-репетитором Новосибирского театра оперы и балета. В 1957 году, когда в Новосибирске открылось хореографическое училище, стала первым и основным педагогом классического танца. С 1959 года — руководитель методического объединения хореографов, в 1963-65 гг. – художественный руководитель училища. Дважды ездила в Каир по приглашению Каирской балетной школы и высшего Каирского института искусств. С 1990 года работала в Берлинском хореографическом училище.
Иванов Сергей Гаврилович
Выпускник Московского хореографического училища, ученик авторитетнейшего балетного педагога Н.И. Тарасова. В Новосибирском театре оперы и балета был ведущим артистом, исполнял ведущие партии классического репертуара в балетах «Спящая красавица», «Дон-Кихот», «Лебединое озеро» и других. Начиная с 1957 года, преподавал в Новосибирском хореографическом училище классический, а затем и дуэтно-классический танец.
Павлов Сергей Александрович
Выпускник Ленинградского хореографического училища (1935), выступал в театрах Киева, Харькова. В 1937 — 41 гг. – солист Московского художественного балета, Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. С 1945 года работал в Минском, в 1949 – 54 гг. – Новосибирском театрах. В середине 50-х гг. – главный балетмейстер Одесского театра, затем – художественный руководитель балета НГАТОиБ. Преподавал в хореографических училищах Харькова, Москвы, Минска. В 1963-66 – худрук и педагог балетной школы в Каире. С 1970 года был педагогом Новосибирского хореографического училища.
Васильева Зинаида Анатольевна
Народная артистка Белорусской ССР (1940).
В 1933 году окончила Ленинградское хореографическое училище, по классу легендарного педагога – Агриппины Яковлевны Вагановой. С 1933 года – солистка Ленинградского Малого театра, затем Большого театра. В 1937 – 1949 – ведущая балерина Минского театра. Была педагогом и первым художественным руководителем Минского хореографического училища (1945-1949). В последующие годы работала в качестве балетмейстера и педагога в Одесском и Новосибирском театрах, в 1962-1965 гг. преподавала классический танец в Каирской балетной школе. В течение нескольких лет преподавала классический в НХУ.
Юнусова Сайяра Сагировна
Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.
Работала в Новосибирском хореографическом училище 10 лет, начиная с сентября 1961 года. Преподавала классический танец. Среди ее выпускниц — лауреат Международного конкурса в Варне, народная артистка РФ Лариса Матюхина-Василевская, заслуженные артистки РФ Людмила Попилина и Кладвия Иванова. В 1971 году переехала в Казань, является основателем Казанского хореографического училища.
Гревцов Юрий Васильевич
Заслуженный артист РСФСР (1971).
В 1948-50 гг. работал в армейском ансамбле песни и пляски. С1950 г. в труппе Новосибирского театра, исполнял партии Зигфрида, Дезире, Базиля, Конрада, Спартака и другие. Первый исполнитель партий Звездича («Маскарад» Отара Дадишкилиани на музыку Лапутина), Аладдина («Аладдин и волшебная лампа» — балетм. Мачерет, муз. Савельева). С 1965 г. педагог, с 1977 — и репетитор труппы. С 1971 года преподавал в училище дуэто-классический танец.
Фуралева Нина Ивановна
Заслуженная артистка РСФСР (1976).
Солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, начиная с 1955 года. Выпускница Московского хореографического училища. В настоящее время – балетмейстер-репетитор театра. С 16.11.60 по 1962 г. и с 1970 преподавала в НГХУ народно-сценический танец, вела большую репетиционную работу.
ТАКАЯ ТРУДНАЯ ПРОФЕССИЯ — ДИРЕКТОР
Все директора НГХК:
Шумилова Эмилия Ивановна – 6 лет, с 01.04.57 г. по 14.02.63 г.
Бологов А. – 8 месяцев, с 08.06.63 г. по 12.02.64 г.
Ольховский Николай Яковлевич – 12 лет, с 08.03.64 г. по 20.04.76 г.
Сныткина Надежда Егоровна – 26 лет, с 20.04.76 г. по 15.12.2002 г.
В настоящее время — Василевский Александр Васильевич, с 01.08.2002 г. – и. о. директора; с 03.06.2003г. – директор.
Шумилова Эмилия Ивановна
Основатель и первый директор Новосибирского хореографического училища. С 1961 по 1963 год была также художественным руководителем НХУ. Также, в течение 3 лет преподавала историко-бытовой танец. Окончила Московское хореографическое училище (1947), ГИТИС (1954), аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС.
Ольховский Николай Яковлевич
Работал директором училища, начиная с 1 сентября1964 г., работал директором училища. В апреле 1976 г. был переведен на работу в качестве руководителя в Новосибирский театр музыкальной комедии. Затем, с 01.10.85 г. по 27.08.94 г., вновь работал в НГХУ, заведовал производственной практикой.
Сныткина Надежда Егоровна
Заслуженный учитель школы РФ.
Работала в училище с 1966 года. Пришла на работу в качестве преподавателя (русского языка и литературы) и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Затем, с 20.04.1076 г. исполняла обязанности директора, а с 15.05.1978 г. была утверждена в должности руководителя Новосибирского хореографического училища. Проработав в этом качестве 26 лет, перешла на преподавательскую работу.
Василевский Александр Васильевич
Возглавил коллектив в августе 2002 года. Для учеников, родителей он оказался человеком новым. Но не для преподавателей – своих бывших коллег по театру. Выпускник Ленинградского хореографического училища имени А.Я. Вагановой, он 20 лет танцевал на сцене НГАТОиБ, параллельно с отличием окончил Московский государственный институт театрального искусства (ГИТИС) по специальности «Планирование и организация театрального дела».
ТВОРЧЕСТВО – В НАДЕЖНЫЕ РУКИ
Все художественные руководители НГХК:
Шумилова Эмилия Ивановна – 2 года, с 01.01.61г. по 23.08.63г.
Никифорова Алиса Васильевна – полтора года, с 23.08.63 г. по 17.03.65 г.
Зимина Татьяна Анатольевна – 2, 5 года, с 15.09.67 г. по 01.01.70 г.
Шатилов Константин Васильевич – 1 год, с 01.01.70 г. по 01.02.71 г.
Наваева Валентина Феоктистовна — 2 года, с 17.06.71 г. по 01.09.73 г.
Крупенина Лидия Ивановна – 7 лет, с 01.09.73 г. по 1980 г.
Хмелев Александр Андреевич – 2 года, с 1981 по 1983 г.
Владимиров Владимир Федорович – 7 лет, с 23.08.83 г. по 15.10.90 г.
Юдаева Галина Васильевна – 4 года, с 15.10.90 г. по 01.09.94 г.
Рябов Владимир Николаевич – 9,5 лет, с 30.06.94 г. по декабрь 2003г.
В настоящее время — Шелемов Александр Николаевич, с 12.2003 г. – и. о. худрука; с 02.2004 г. – художественный руководитель.
Зимина Татьяна Анатольевна
Народная артистка РСФСР (1955). Окончила Московское хореографическое училище (училась в одном классе с Э.И. Шумиловой). С 1947 по1969 г. была солисткой Новосибирского государственного театра оперы и балета. Параллельно, начиная с 14.11.63 г., преподавала в Новосибирском хореографическом училище классический танец. С 15.09.67 г. до 01.01.70 была художественным руководителем..
Крупенина Лидия Ивановна
Народная артистка СССР (1971).
С 1947 года, по окончании Московского хореографического училища (педагог М.М. Леонтьева), в Новосибирском театре. Исполняла все ведущие партии, много гастролировала за рубежом. С 1969 года вела педагогическую работу в театре. С 1973 по 1983 год – худрук училища.
Хмелев Александр Андреевич
Представитель Ленинградской балетной школы, с 1958 года — солист Новосибирского театра оперы и балета. Талантливый педагог, один из создателей Новосибирской балетной школы. За 26 лет работы в училище выпустил более 120 учеников по народно-сценическому и классическому танцу. Среди них — народные артисты России Любовь Гершунова, Лариса Матюхина-Василевская, Александр Горбацевич, заслуженные артисты России Людмила Попилина, Сергей Афонасевич, замечательные танцовщики и педагоги Анатолий Гумалевский, Владимир Владимиров, Людмила Чужайкина, Ольга Крупко, Андрей Беспалов, Сергей Баранников и другие.
Владимиров Владимир Федорович
Выпускник Новосибирского государственного хореографического училища (1967 год).
Работал артистом балета НГАТОиБ. Затем поступил в ГИТИС. По окончании обучения — преподаватель классического танца, затем, с августа 1983 года – художественный руководитель НГХУ. В 1990 году перешел на работу в Новосибирский академический театр оперы и балета, где в течение 7 лет был художественным руководителем балета.
Рябов Владимир Николаевич
Заслуженный артист РФ.
Выпускник НГХУ (1966). По окончании училища – солист НГАТОиБ. Параллельно, с 1968 года два года работал в училище преподавателем классического танца. В течение последующих лет периодически брал классы, преподавал дуэтно-классический танец. С 28 лет начал работать балетмейстером-репетитором в театре.
Хореографический колледж, который был создан на этом историческом этапе в Новосибирске, со временем стал одной из лучших балетных школ России. Все выпускники колледжа получают работу в театрах России, достойно представляют русский балет в других странах.